Трансмиссионное масло, которое используется в механической коробке передач (МКПП), выполняет не только функцию смазки, но и способствует отведению тепла и металлических частиц, образующихся в процессе работы шестерен, подшипников и валов. Металлические частицы, такие как пыль и стружка, вместе с маслом оседают на дне картера, где они прилипают к специально установленному магниту. Помимо этого, трансмиссионное масло играет ключевую роль в защите шестерен и других элементов коробки передач от ударных нагрузок, а также снижает уровень шума и вибрации.
В автоматической коробке передач (АКПП) используется трансмиссионное масло типа ATF, которое отличается пониженной вязкостью. В отличие от механических коробок передач, в автоматических трансмиссиях предусмотрена система фильтрации, которая улавливает продукты износа, что дополнительно увеличивает срок службы масла.
Виды трансмиссионного масла
Трансмиссионные масла, используемые в механических и автоматических коробках передач, могут быть классифицированы по основе на три основных типа:
- Минеральные масла;
- Полусинтетические масла;
- Синтетические масла.
Отличие составов трансмиссионных масел
Каждое трансмиссионное масло состоит из базового компонента и присадок, которые выполняют функцию защиты деталей от износа и коррозии. Минеральное масло, которое производится на основе нефти, имеет невысокую стоимость, однако его отличает высокая температура застывания. Синтетическое масло обладает значительно более продолжительным сроком службы и сохраняет жидкое состояние даже при температурах до минус 40 градусов. Тем не менее, его стоимость значительно выше по сравнению с минеральным маслом.
Для того чтобы сочетать преимущества обеих категорий масел, было разработано полусинтетическое масло, которое обладает средней ценой и сохраняет текучесть при температурах до минус 30 градусов. Срок службы полусинтетического масла меньше, чем у синтетического, но он больше, чем у минерального.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
Основные эксплуатационные характеристики трансмиссионных масел включают следующие параметры:
- Смазывающее свойство. Главная задача трансмиссионных масел — это защита трущихся поверхностей от износа. Чем выше вязкость масла, тем ниже коэффициент трения между контактирующими элементами. Однако высокая вязкость может привести к снижению эффективности теплоотведения и нарушению покрытия зоны контакта между деталями. Поэтому важно подобрать оптимальное значение вязкости для каждого конкретного случая.
- Влияние на снижение потерь мощности из-за трения. Это свойство зависит от температуры и вязкости масла. Смазка с высокой текучестью способствует повышению КПД, однако пленка масла на поверхности детали должна выдерживать нагрузку без разрушения. Чрезмерно жидкое масло может привести к утечкам через прокладки или сальники.
- Сохранение изначальных свойств при высоких температурах. Трансмиссионное масло не должно подвергаться окислению и образовывать нерастворимый осадок при температуре 200 градусов. Чтобы предотвратить окисление, в состав масла включаются специальные присадки, которые не позволяют ему деградировать в условиях повышенных температур.
Классификации трансмиссионных масел
При выборе трансмиссионных масел важно учитывать различные классификации, которые определяют класс вязкости масла и особенности его присадок. Смазочные жидкости для механических агрегатов подразделяются на категории, основанные на международных стандартах SAE и API. Для России существует отдельный стандарт ГОСТ, который был разработан ещё в советский период и продолжает использоваться для классификации масел по вязкости.
Кроме того, для смазочных материалов, применяемых в автоматических коробках передач, международные стандарты не всегда предусмотрены. В таких случаях автопроизводители разрабатывают свои собственные спецификации, которым следуют нефтеперерабатывающие компании. Например, для автомобилей компании General Motors используется классификация Dexron, а стандарт Mercon разработан для автомобилей Ford. Масла для АКПП могут соответствовать стандартам нескольких производителей автомобилей одновременно.
Показатель SAE
Классификация SAE разделяет трансмиссионные масла на девять категорий в зависимости от их вязкости:
- 70W, 75W, 80W, 85W — зимние масла (буква W обозначает Winter, зима);
- 80, 85, 90, 140, 250 — летние масла.
Для того чтобы избежать необходимости замены масла дважды в год, был разработан универсальный продукт, называемый «всесезонным» маслом. Оно маркируется двойным обозначением (например, 80W-85). Такое масло соответствует требованиям двух категорий. Цифры в маркировке обозначают температурный диапазон эксплуатации масла. Например, масло с маркировкой 80W-90 утрачивает свои свойства при температуре ниже минус 20 градусов, тогда как масло с маркировкой 75W-85 или 75W-90 можно использовать при температурах до минус 35 градусов и ниже.
ГОСТ
В России существует классификация трансмиссионных масел по ГОСТу, согласно стандарту 17479.2–85, которая делит масла на четыре класса вязкости: 9, 12, 18 и 34. Класс вязкости определяется с помощью измерения кинематической вязкости масла при температуре 100 градусов Цельсия. Кроме того, для каждой группы масел существует минимальное значение динамической вязкости на уровне до 150 Па·с. Масла также классифицируются по области их применения.
Существует пять основных групп масел, первая из которых не содержит присадок и представляет собой чистый продукт, полученный при перегонке нефти. Масла, классифицируемые по ГОСТу, имеют обозначение вида ТМ-х-уу. Буква «х» в маркировке указывает на группу применения масла, а буква «у» обозначает класс вязкости (например, ТМ-5-18). Некоторые российские производители до сих пор используют классификацию по ГОСТу, но эту маркировку часто дублируют по стандартам SAE или API. Зарубежные производители, как правило, не используют систему обозначений ГОСТ.
API (Американский институт нефти)
API является одной из самых распространённых систем классификации трансмиссионных масел. Эта система учитывает количество и состав присадок в масле и делит масла на шесть групп:
- GL-1 — это чистое масло без присадок, предназначенное для использования в агрегатах с низкими нагрузками.
- GL-2 — масла с добавлением присадок, уменьшающих трение, предназначены для червячных редукторов.
- GL-3 — масла с присадками, предназначенные для узлов с параллельными или под углом 90 градусов шестернями, а также с валами, расположенными под такими углами.
- GL-4 — масла, которые подходят для редукторов с гипоидными парами, передающими большой крутящий момент при небольших оборотах.
- GL-5 — масла для трансмиссий, подвергающихся ударным нагрузкам или работающих при высоких оборотах.
- GL-6 — масла, отличающиеся от GL-5 большим количеством присадок, предназначены для узлов с шестернями с гипоидным контактом зубьев. Эти шестерни работают с осевым смещением зубчатых колес по вертикали.
Каждая из этих категорий учитывает специфические требования к трансмиссионным маслам в зависимости от типа и условий эксплуатации трансмиссии.
При выборе трансмиссионного масла обязательно обратите внимание на:
- Рекомендации производителя автомобиля. Несоответствие масла требованиям, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля, может привести к серьезным поломкам трансмиссии. Например, если в коробке передач Лады с передним приводом использовать масло GL-5, вместо рекомендованного GL-4, это приведет к разрушению синхронизаторов, что может существенно повлиять на работу КПП.
- Тип трансмиссии. Очень важно не смешивать масла, предназначенные для разных типов коробок передач. Например, масла для МКПП нельзя использовать в АКПП и наоборот. Эти трансмиссии имеют разные механизмы работы и требуют различных характеристик масла для нормальной эксплуатации.
- Температурные особенности региона эксплуатации автомобиля. Важно подбирать масло с запасом вязкости в зависимости от климатических условий. В регионах с холодными зимами рекомендуется выбирать масло, которое не теряет своей текучести при низких температурах, чтобы это помогало избежать износа деталей коробки передач и снижало расход топлива в морозы.
Рейтинг лучших синтетических трансмиссионных масел
Синтетические масла имеют ряд преимуществ по сравнению с минеральными и полусинтетическими маслами. Они сохраняют свои первоначальные свойства на протяжении длительного времени, не теряя вязкости и текучести, что значительно расширяет температурный диапазон эксплуатации. Синтетическое масло менее подвержено окислению, что делает его более долговечным. Однако одним из основных минусов является высокая стоимость синтетических масел по сравнению с другими типами.
Трансмиссионное масло Shell Spirax S4 G 75W-90
Это синтетическое масло было специально разработано для автомобилей Volkswagen. Оно сохраняет свою текучесть при температуре до минус 42 градусов, что позволяет использовать его в МКПП и синхронизированных агрегатах, где рекомендуется использовать синтетическое масло. Масло прошло лабораторные тесты, которые подтвердили его высокое качество.
Автомобилисты, использующие Shell Spirax S4 G 75W-90, отмечают отличные результаты работы масла. Однако его применение ограничено автомобилями марки Volkswagen, что следует учитывать при выборе.
Трансмиссионное масло Castrol Syntrans Transaxle GL-4 75W-90
Основанное на синтетической основе, это масло обладает хорошими противозадирными свойствами, что делает его отличным выбором для МКПП. Масло соответствует стандарту API GL-4 и прекрасно защищает трущиеся поверхности деталей, особенно при холодных стартах, благодаря хорошей сохранности текучести при низких температурах.
Отзывы владельцев автомобилей о Castrol Syntrans Transaxle GL-4 75W-90 в целом положительные. Многие автовладельцы отмечают, что использование этого масла способствует снижению шума трансмиссии, улучшает процесс переключения передач и помогает справляться с очень низкими температурами. Единственными недостатками масла являются высокая стоимость и возможность столкнуться с подделкой.
Трансмиссионное масло Liqui Moly Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90
Liqui Moly Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90 — это немецкое масло, которое соответствует всем международным стандартам. Оно предназначено для использования в механических трансмиссиях и гипоидных редукторах мостов. Классификация API GL-4 позволяет использовать это масло в легковых автомобилях.
Из особенностей этого масла стоит отметить его высококачественный химический состав, который значительно улучшает износостойкость деталей. Продукт идеально подходит для защиты механизмов от износа. Однако, как и большинство высококачественных трансмиссионных масел, Liqui Moly имеет высокую цену.
Трансмиссионное масло MOTUL GEAR 300 75W-90
MOTUL GEAR 300 75W-90 считается одним из лучших масел в своем классе, благодаря своим идеальным техническим характеристикам, надежности и долговечности. Это масло имеет особый состав, который обеспечивает отличные результаты при эксплуатации в условиях высоких нагрузок. Оно используется в гоночных автомобилях, что свидетельствует о его отличных эксплуатационных характеристиках.
Стандарт API для этого масла — GL-4, а класс вязкости — 75W-90. Масло сохраняет свои свойства даже при критических нагрузках, не влияя на мощность двигателя. MOTUL GEAR 300 75W-90 занимает лидирующие позиции среди масел благодаря своей высокой производительности, но также обладает высокой стоимостью, что является его основным недостатком.
Трансмиссионное масло ZIC G-F TOP 75W-90
ZIC G-F TOP 75W-90 заслуженно занимает одно из ведущих мест среди трансмиссионных масел благодаря своей высокой производительности в экстремальных условиях. Масло разработано с учетом эксплуатации в суровых климатических условиях, и его основное достоинство — отличная сохранность вязкости и текучести даже при очень низких температурах. Это свойство делает ZIC G-F TOP идеальным выбором для зимнего использования, особенно в регионах с сильными морозами, где другие масла могут утратить свои функциональные свойства.
Одним из значительных преимуществ этого масла является его устойчивость к термоокислительным процессам, что продлевает срок службы как самого масла, так и трансмиссии автомобиля. Кроме того, масло обладает антифрикционными свойствами, что способствует снижению износа деталей коробки передач и улучшает эффективность работы трансмиссии в целом. Пользователи также отмечают, что ZIC G-F TOP помогает снизить уровень шума в трансмиссии, что делает его еще более привлекательным для владельцев автомобилей.
Особое внимание стоит уделить тому, что ZIC G-F TOP практически не подделывается, так как производитель использует специальные технологии при изготовлении упаковок для своей продукции. Это гарантирует высокое качество масла и минимизирует риски покупки подделок. Кроме того, масло имеет оптимальное соотношение цены и качества, что делает его доступным выбором для владельцев автомобилей, ценящих надежность и долговечность.
Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
Полусинтетические масла представляют собой гибрид синтетического и минерального масла. Эти масла предлагают оптимальный баланс между производительностью и ценой. Они обладают рядом преимуществ, таких как улучшенные характеристики по сравнению с минеральными маслами, но при этом сохраняют доступность в плане стоимости. Полусинтетика становится все более популярной, так как сочетает в себе лучшие черты синтетических и минеральных масел.
Трансмиссионное масло LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90
LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90 — это высококачественное полусинтетическое масло, которое предназначено для использования как в механических, так и в автоматических коробках передач. Оно имеет широкий температурный диапазон, что позволяет использовать его в разных климатических условиях. Основное преимущество этого масла — его защитные свойства, которые предотвращают коррозию и износ деталей, особенно в условиях повышенных нагрузок. Благодаря своим смазывающим качествам, оно эффективно снижает трение в трансмиссии, что способствует уменьшению износа и повышению срока службы деталей.
Кроме того, LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90 совместимо с другими маслами, что делает его универсальным решением для различных автомобилей. Это масло также подходит для высоконагруженных транспортных средств, что делает его идеальным выбором для автомобилей, эксплуатируемых в сложных условиях. Однако стоит отметить, что это масло имеет достаточно высокую цену, а также некоторую густоту, что может быть минусом для владельцев автомобилей с высокими требованиями к вязкости масла.
Трансмиссионное масло ENEOS GL-5 75w90
ENEOS GL-5 75w90 — это всесезонное трансмиссионное масло, которое рекомендуется для использования в дифференциалах, мостах и механических коробках передач. Это масло обладает хорошей текучестью при низких температурах и обеспечивает стабильную работу узлов трансмиссии даже при критических нагрузках. Оно не образует пены, что предотвращает возникновение воздушных пузырей в трансмиссии и улучшает эффективность работы системы.
ENEOS GL-5 75w90 также имеет отличные антифрикционные свойства, которые помогают предотвратить износ рабочих деталей и защищают трансмиссию от повреждений. Масло эффективно работает в широком температурном диапазоне, что делает его универсальным выбором для различных условий эксплуатации. Одним из недостатков является то, что это масло не всегда можно найти в продаже, особенно в небольших автомагазинах, что может затруднить его покупку.
Трансмиссионное масло GAZPROMNEFT GL-5 75W90
Газпромнефть GL-5 75W90 — это полусинтетическое масло, разработанное для эксплуатации в трансмиссиях и гипоидных передачах. Оно эффективно защищает редукторы от износа, обеспечивая надежную работу механизмов, особенно при высоких нагрузках. Это масло сохраняет свои свойства даже при низких температурах и длительное время сохраняет свои характеристики.
GAZPROMNEFT GL-5 75W90 подходит для использования в различных типах техники, включая легковые автомобили и тяжелый транспорт. Оно эффективно защищает металлические детали трансмиссии от коррозии, что продлевает срок службы агрегатов. Однако стоит отметить, что это масло не всегда подходит для иномарок, а также имеет склонность к быстрому загустению, что может стать проблемой при эксплуатации в очень холодном климате.
Трансмиссионное масло Лукойл ТМ-5 GL-5 75W90
Лукойл ТМ-5 GL-5 75W90 — это отечественное полусинтетическое масло, которое сочетает в себе преимущества синтетических и минеральных компонентов. Оно обладает отличными противозадирными и антикоррозийными свойствами, что делает его идеальным для использования в МКПП и гипоидных передачах. Это масло сохраняет свою текучесть при минусовых температурах, что позволяет использовать его в зимний период.
Одним из достоинств Лукойл ТМ-5 GL-5 75W90 является его доступность и хорошее соотношение цены и качества. Однако масло может вязнуть при низких температурах, что делает его менее подходящим для регионов с холодным климатом. Также стоит отметить, что оно не рекомендуется для использования в механических коробках передач с латунными синхронизаторами, что ограничивает его область применения.
Трансмиссионное масло Роснефть KINETIC GL-4 75W90
Роснефть KINETIC GL-4 75W90 — это полусинтетическое масло с отличной вязкостью и стабильными характеристиками при низких температурах. Оно предназначено для использования в МКПП, которые требуют масел стандартов GL-4 и GL-5, а также для гипоидных передач, которые подвержены ударным нагрузкам. Масло имеет современные присадки, которые повышают износостойкость трансмиссий и уменьшают трение между деталями.
Одним из главных преимуществ этого масла является его стабильность на протяжении длительного времени эксплуатации, что делает его хорошим выбором для автомобилей, требующих постоянной защиты и надежности работы трансмиссии. Роснефть KINETIC GL-4 75W90 обеспечит отличную работу в самых разных условиях эксплуатации, включая высокие обороты и тяжелые нагрузки.
Лучшие минеральные трансмиссионные масла
Минеральные трансмиссионные масла, несмотря на то что они уступают своим синтетическим и полусинтетическим аналогам в некоторых характеристиках, остаются популярным выбором благодаря своей доступности и безопасности для окружающей среды. Эти масла имеют более низкую цену, при этом обеспечивая достаточную защиту и долговечность для трансмиссий в большинстве автомобилей. Минеральные масла идеально подходят для эксплуатации в условиях средней интенсивности нагрузки и умеренных климатических условиях. Рассмотрим несколько лучших продуктов в этой категории.
Трансмиссионное масло 80W Shell Spirax S3 G
Shell Spirax S3 G 80W — это одно из самых популярных минеральных масел для трансмиссий и механических коробок передач (МКПП), которое занимает лидирующую позицию в своей категории. Оно применяется в автомобиле с коробками передач, произведенными компаниями ZF, MAN и другими производителями, что свидетельствует о высоком качестве и универсальности этого масла. Масло обладает хорошими эксплуатационными характеристиками, что обеспечивает надежную защиту трансмиссии в различных условиях эксплуатации.
Продукт улучшен с использованием качественных присадок, что повышает его противоизносные свойства. Эти присадки предотвращают образование отложений на внутренних частях трансмиссии, что значительно увеличивает срок службы масла и предотвращает износ деталей. Множество автомобилистов отмечают длительный срок эксплуатации этого масла, что позволяет значительно сократить частоту его замены, а следовательно, сэкономить средства.
Кроме того, Shell Spirax S3 G 80W обладает отличной устойчивостью к окислению и хорошо работает в широком диапазоне температур. Масло хорошо подходит для автомобилей, которым требуется жидкость с низкой вязкостью, что делает его идеальным выбором для умеренного климата и условий средней интенсивности эксплуатации.
Трансмиссионное масло Eneos ATF Dexron-II
Eneos ATF Dexron-II — это минеральное трансмиссионное масло, предназначенное для автомобилей с автоматической коробкой передач (АКПП). Оно отличается хорошими показателями вязкости и термической стабильности, что позволяет использовать его при низких температурах до минус 33 градусов. Это делает его особенно подходящим для эксплуатации в зимний период, где требуются масла с хорошими холодными свойствами.
Основные достоинства этого масла — высокая текучесть при низких температурах, что обеспечивает легкость работы трансмиссии и минимизирует риск повреждения при холодном старте. Масло также обладает отличной защитой от износа, что увеличивает срок службы элементов трансмиссии. Тем не менее, Eneos ATF Dexron-II не рекомендуется для применения в автомобилях с механической коробкой передач, так как его состав оптимизирован именно для АКПП.
Трансмиссионное масло Luxe 80W-90 GL-5
Luxe 80W-90 GL-5 — это минеральное масло, которое является отличным вариантом для использования в механических коробках передач. Это масло получило признание благодаря своим противозадирным свойствам, которые обеспечиваются наличием серы и фосфора в составе жидкости. Эти добавки значительно повышают износостойкость масла, улучшая защиту деталей трансмиссии от повреждений, что особенно важно при эксплуатации в условиях высокой нагрузки.
Luxe 80W-90 GL-5 сохраняет свои свойства при температуре до минус 26 градусов, что делает его хорошим выбором для умеренных зим. Также стоит отметить хорошую окислительную стабильность масла, которая препятствует образованию отложений и снижает вероятность образования коррозии. Однако это масло имеет некоторые ограничения по применению: оно не рекомендуется для использования в трансмиссиях с повышенной нагрузкой на зубья шестерен. Это может быть важным фактором для автомобилей, которые подвергаются сильным эксплуатационным нагрузкам.
Трансмиссионное масло TOTAL TRANSMISSION GEAR 8 75W-80
TOTAL TRANSMISSION GEAR 8 75W-80 — это трансмиссионное масло, которое особенно рекомендуется для автомобилей с прямым впрыском. Оно характеризуется хорошей вязкостью, что позволяет сохранить все свои рабочие свойства в широком диапазоне температур. Масло подходит для использования в коробках передач легковых автомобилей и служит надежной защитой для деталей трансмиссии, предотвращая их износ даже при длительной эксплуатации.
Одним из ключевых преимуществ TOTAL TRANSMISSION GEAR 8 является его способность сохранять свои свойства на протяжении длительного времени. Масло защищает трансмиссию от коррозии и износа, что делает его эффективным в долгосрочной перспективе. Оно обладает хорошей термической стабильностью, что означает, что оно не теряет своих характеристик при высоких температурах, характерных для длительных поездок или работы в условиях высокой нагрузки.
Трансмиссионное масло Лукойл 80W90 ТМ-4
Лукойл 80W90 ТМ-4 — это недорогое трансмиссионное масло, которое подходит как для старых, так и для современных автомобилей. Оно состоит из минеральной основы, а также включает в себя присадки, которые повышают качественные характеристики масла. Это масло обладает хорошими антифрикционными свойствами и защищает трансмиссию от износа и повреждений при эксплуатации в широком температурном диапазоне.
Масло сохраняет свои свойства даже при низких температурах, что делает его хорошим вариантом для зимней эксплуатации. Лукойл 80W90 ТМ-4 рекомендуется для систем API GL-4, что делает его подходящим для многих автомобилей с механическими коробками передач, включая как отечественные, так и зарубежные модели. Однако стоит отметить, что это масло не рекомендуется для использования в механических КПП с латунными синхронизаторами, что ограничивает его применение в некоторых моделях автомобилей.
Трансмиссионное масло Роснефть KINETIC GL-4 75W90
Роснефть KINETIC GL-4 75W90 — это универсальное минеральное масло, которое производится с использованием глубокочищенных синтетических и минеральных компонентов. Оно обладает хорошей вязкостью, что позволяет сохранять стабильные характеристики в различных условиях эксплуатации. Это масло подходит для использования в механических коробках передач, которые требуют масла стандартов GL-4 и GL-5, а также в гипоидных передачах, подверженных ударным нагрузкам.
Основные преимущества этого масла — это высокое качество и устойчивость к термическому старению, что позволяет использовать его на протяжении длительного времени. Присадки последнего поколения обеспечивают хорошую защиту от износа и коррозии, что значительно повышает долговечность трансмиссии. Роснефть KINETIC GL-4 75W90 — это отличный выбор для владельцев автомобилей, которые хотят обеспечить надежную работу своей трансмиссии при умеренных эксплуатационных нагрузках.
Минеральные трансмиссионные масла остаются популярным выбором для автомобилей, благодаря своей доступности, хорошим эксплуатационным характеристикам и экологической безопасности. Правильный выбор масла зависит от типа трансмиссии, условий эксплуатации автомобиля и климатических особенностей региона, что важно учитывать при покупке масла для коробки передач.